Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные
организации, обучение должно быть организовано на дому. Для этого необходимо
медицинское заключение и заявление родителей (часть 5 статьи 41 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»).
Минздравом России пересмотрен перечень заболеваний, наличие которых дает
право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам. Он
утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 436н. В перечень внесены
14
60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения
заболевания, препятствующие получению образования в условиях образовательной
организации.
Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой
наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у
ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из
индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено
заболевание или нет в указанный перечень. О чем Минздрав России написал разъяснения
руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
охраны здоровья (Т.В. Яковлева, письмо от 14 сентября 2016 г. № 15-3/10/2-5810).
В настоящее время учебная нагрузка для обучающегося определяется
индивидуально в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами и рекомендациями психолого-медико-психологической комиссии.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2.4.2.3286-15,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, она составляет от 21 часа в 1 классе до 34
часов в — 11 классе. Безусловно все эти часы невозможно обеспечить посредством прихода
учителя. Для получения качественного образования для обучающихся на дому
предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ и различные формы
обучения (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в
школе).
Бывают ситуации, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью вынужден длительно находиться в больнице. Если состояние его здоровья
позволяет, то он может продолжать обучение, находясь в больнице. Основанием для этого
является заключение медицинской организации.
Минобрнауки России совместно с Минздравом России разработало разъяснения
по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися,
нуждающимися в длительном лечении, и направило их в органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в сфере образования и в сфере здравоохранения для
организации работы (письма от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 и от 27 мая 2016 г. №
ВК-1179/07).
15
В соответствии с этими разъяснениями «обучающийся, нуждающийся в
длительном лечении» – обучающийся, которому по заключению медицинской
организации проводятся лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия
продолжительностью 21 день и более в организации, осуществляющей лечение,
реабилитацию и оздоровление (включая дневной стационар).
То есть все дети, находящиеся на лечении в больницах 21 день и более, должны
обучаться, если, и как только состояние их здоровья позволяет.
Образование может быть организовано и в случае нахождения ребенка менее 21
дня в организации, осуществляющей лечение, реабилитацию, оздоровление (включая
нахождение в дневном стационаре). Основанием для организации процесса образования
является заключение врача.
В рекомендациях разъясняется несколько вариантов организации образования в
больнице:
1. медицинская организация в своей структуре открывает специализированное
структурное образовательное подразделение;
2. образовательная организация открывает свое структурное подразделение на
базе больницы;
3. медицинская организация заключает договор с близлежащей школой,
из которой к пациентам ходят учителя и/или используется дистанционное
обучение;
4. организация дистанционного обучения школой, в которой обучается
ребенок, прибывший на лечение в больницу.
Для обучающихся, находящихся в организации, осуществляющей реабилитацию,
оздоровление, организация образовательной деятельности возможна в помещении
образовательной организации.
Организация обучения детей, нуждающихся в длительном лечении,
формирование индивидуального учебного плана, утверждение объема учебной нагрузки
осуществляется организаторами обучения во взаимодействии с медицинскими
организациями, в которых дети находятся на лечении, реабилитации, оздоровлении
(включая дневной стационар), и образовательными организациями по месту постоянного
проживания ребенка, в которые он зачислен.
Рособрнадзор разработал рекомендации по сдаче государственной итоговой
аттестации в медицинских организациях в случае перевода обучающегося из одной
общеобразовательной организации в другую при переезде по уважительным причинам
16
(например, направление на длительное лечение) и направил в субъекты Российской
Федерации (А.Ю. Бисеров, письмо № 02-377 от 13 мая 2014 г.).
Как могут получать образование учащиеся, нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации?
1 ответ