Почему важна работа дефектолога?
учитель — дефектолог
Почему я решила стать дефектологом?
Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается.
Каждый ребенок есть явление в земной жизни.
Он родился потому, что должен был родиться.
Родился потому, что именно его не хватало миру.
Ш. Амонашвилли
Почему я решила стать дефектологом? Хочу работать с особыми детьми, чтобы помочь им. Подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в обществе, а его родителей – к тому, что рано или поздно их особое дитя более или менее успешно станет жить своими силами и умениями. Поэтому мы должны вместе раскрыть его потенциальные возможности и способности, помочь их реализовать.
Мой опыт работы педагогом показал, что система образования недостаточно готова к появлению особых детей в детских садах и школах. К таким детям нужен индивидуальный подход, необходимо гораздо больше времени затратить на диагностику исходного состояния ребёнка, чтобы составить план учебной деятельности, максимально подходящий именно ему. Необходимо разрабатывать и внедрять различные модели обучения, включающие побуждение особого ребёнка к коммуникации, игры, моделирование социальных ситуаций. Очень важна и возможность супервизии со специалистами по текущим проблемам, возникающим в процессе работы.
Жизнь разнообразна и сложна – для особых детей особенно. Смысл моей педагогической деятельности – успешное включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду, максимальная реализация его потенциальных возможностей и повышение качества жизни ребенка и его семьи.
У А.С. Пушкина есть такое стихотворение:
Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.
Для меня стихия здесь является олицетворением жизни и проблем особенного ребенка и родителя при вхождении в эту жизнь. А дева на скале – это образ педагога, который вселяет уверенность и надежду, что все эти трудности преодолимы!
Как оставаться влюблённым в свою профессию?
Даже влюблённый в свою профессию может остыть к любимому делу. Способ предотвратить это – развиваться в рамках профессии, отмечать каждый успех ребёнка… Каждый день – как первый, и он неповторим.
Жизнь разнообразна и сложна – для особых детей особенно. Смысл педагогической деятельности – успешное включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду, максимальная реализация его потенциальных возможностей. Необходимо подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в обществе, а его родителей – к тому, что рано или поздно их особое дитя более или менее успешно станет жить своими силами и умениями. Мы должны работать над этим вместе.
«…От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, …от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский). Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы обучения несостоятельны.
Потому главное в моей работе – приоритет интересов ребёнка с ОВЗ; главный вопрос – сможет ли ребёнок применить новые навыки с пользой для себя? Главная задача – научить особого ребенка жить в современном мире. Такая работа требует постоянного поиска, гибкости в применении методик и технологий. Планирую занятие, но действую по ситуации.
Нету слов, чтоб описать любовь к работе!
Мне процесс куда приятней, чем успех.
День не день, раз мы не сделали хоть что-то.
Без работы человек не человек…
(Николай Курбатов)
Мои шаги в профессии
Обучая учусь.
Сенека Старший
В одном из прекрасных уголков Урала, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме жила самая обыкновенная девочка по имени Марина. Рядом с ней жил маленький мальчик, он был особенный, не такой как все. Мальчик постоянно был один, никто не хотел с ним дружить. Он напоминал девочке гадкого утёнка из сказки Андерсена. И тогда Марина захотела стать феей и превратить его в прекрасного белого лебедя. Это и повлияло на выбор её профессии.
Долго ли, коротко ли, пройдя долгий, но интересный путь в обучении, Марина стала учителем-дефектологом. Главным в своей работе она считает приоритет интересов ребёнка с ОВЗ, его развитие и адаптация к жизни в обществе. Марина постоянно в поиске ответа на вопрос: «А что я смогу предложить ребёнку взамен уже существующих у него способов взаимодействия со средой? Сможет ли ребёнок применить новые навыки с пользой для себя?». Она поняла, что кроется за миссией педагога в современных условиях – это научить ребенка жить в современном мире и быть частью этого мира.
Пройдя тернистый путь в коррекционной педагогике, Марина увидела, что работа с особым ребёнком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методик и образовательных технологий. Можно заранее спланировать занятие, но действовать в большинстве случаев приходится в зависимости от ситуации и желаний ребёнка. Тогда она приподнялась и отправилась на курсы. Пришёл день, и Марина стала дозированно, осторожно применять в коррекционной работе с детьми с РАС следующие подходы и технологии: ABA — для улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и академических навыков; структурированное обучение с опорой на визуальную поддержку и стратегию «Социальные истории». На практике убедилась в эффективности методики Флортайм и методики глобального чтения Б.Д. Корсунской; методики Марии Монтессори.
В этом сказочном уголке 51 детского сада дети очень любят Утренний круг, который организуется как постоянное, традиционное действие в начале дня, особенно нравится приветствовать друг друга, играя на музыкальных инструментах. Они получают удовольствие от игр с шишками, желудями, орехами, тканью, пеной и крупой, которые помогают в саморегуляции и снимают напряжение. Здесь периодически возвращаются к стереотипным играм.
Дерево держится корнями, а человек семьёй. И поэтому, особенно радует в современных родителях особых детей мужество и выдержка, которые смотрят в глаза реальности и принимают правду такой, какая она есть. Их в большей степени волнует проблема развития самостоятельности ребенка, участие в социальной жизни, как оптимально организовать его режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. И, конечно же, определение дальнейшего образовательного маршрута. Эффективными формами взаимодействия с родителями стали: дни открытых дверей, тематические досуги, мастер-классы и совместные мероприятия.
Немало времени ушло, но вот наступил день, когда в сфере дошкольного образования необходимо решить следующие задачи национальных проектов «Демография» и «Образование»: создание условий для раннего развития детей до 3-х лет (КМП); создание современной и безопасной образовательной среды; формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Стала Марина участницей пилотной площадки по апробации проекта примерной АООП ДО для детей с РАС под руководством С.А. Морозова и пришла пора думу думать: как усовершенствовать и структурировать образовательное пространство, как адаптировать дидактический материал и модифицировать игры с учетом возможностей и потребностей детей.
Воля и труд дивные всходы дают. При создании специальных образовательных условий для детей с РАС учитывая весь спектр их образовательных потребностей, появилась возможность выработки единой стратегии комплексного педагогического воздействия. Что способствовало сохранению психофизиологического здоровья детей, их оптимальной включенности в общеобразовательную деятельность, адекватному поведению и успешной деятельности. А педагогу — накопить большой методический багаж! У Марины имеются методические авторские разработки, которые были представлены сообществу педагогов на городском, областном и Всероссийском уровне, получившие рецензии, занявшие призовые места в областных и Всероссийских конкурсах: социально-образовательный проект «Здравствуйте, люди!»; программа по коррекции агрессивного поведения «Ребята, давайте жить дружно!»; дидактическое пособие Чудо – круг «Познавательная карусель»; разработаны журналы для специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в ДОУ и методические рекомендации к их заполнению. Оказывается, она лауреат Международного литературного фестиваля педагогических работников «Серебряный луч» — украдкой в ночи пишет стихи.
По работе и награда: дважды награждена Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Свердловской области; лауреат конкурса на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам, номинация «Педагогический работник специальной (коррекционной) образовательной организации для обучающихся, воспитанников с ОВЗ»; призёр Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и областного конкурса «Лучшая образовательная программа по коррекционному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья» (г. Тюмени); победитель областного конкурса «Лучшая образовательная программа по коррекционному сопровождению детей с ОВЗ» в номинации «Образовательный проект» (г. Тюмени); дипломант конкурса педагогической продукции.
А кто эту сказку сказал, всё это своими глазами видал.
Моё призвание-педагог…
Пусть всё быстрее кружится земля.
И наше дело будет жить в веках.
Мы Каменцы и мы учителя.
Мы держим детство бережно в руках…
Моё призвание-педагог… так ли это?! Вопрос для меня сложный, проблемный и неоднозначный. Мне привычнее называться учителем. Я учу ребят, когда преподаю математику, грамматику и другие предметы. Я учу, а вернее, поучаю детей, будучи в роли классного руководителя. Педагог и учитель… Есть разница? Конечно, да. И это повод задуматься и ответить на проблемный вопрос: я педагог?…
Слово «педагог» неразрывно связано с такими великими фамилиями, как Ушинский, Толстой, Сухомлинский, Коменский… рука не поднимается продолжить этот ряд своей фамилией. Однако мне бы хотелось лет через двадцать где-нибудь в записной книжке начертать: «Я –Педагог!» Это мечта моей профессиональной жизни!
Ещё, будучи ребёнком, я считала, что учителя – это особые люди, у которых совершенно нет недостатков, это миссионеры, несущие в мир идеи о вечном, высоком, благородном. Сейчас я выросла, и к моим детским представлениям добавился жизненный опыт, опыт учителя. Я помню, с каким трепетом и волнением впервые вошла в класс, с каким любопытством рассматривали меня, сидящие за партами дети. Как я боялась ошибиться-это моё? Ведь детки особые, с ограниченными возможностями здоровья, чаще из неблагополучных и неполных семей. С тех пор прошло 10 лет. Дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. День бежит за днем, лето сменяет осень, зиму – весна. Всякий раз, встречая новый день, я жду чего-то очень интересного. Каждый день по дороге в школу думаю: “Какие ещё счастливые мгновения общения с моими учениками познаю я сегодня? О чем они меня спросят? Смогу ли я ответить на их вопросы? Сегодня я ясно осознаю, что учитель тоже может сказать: «Я не знаю ответа, давайте найдём его вместе!» И, о чудо, в глазах моих учеников загорается искра познания и желание найти ответ. Порой мне кажется, что не я веду детей к знаниям, а они управляют мной, «подкидывая» порой очень сложные задачки или ведя себя особенным образом.
Друзья меня спрашивают, сколько времени длится мой рабочий день. Не ошибусь, если скажу: я работаю всегда. Во время обеда и во время совещания, во время прогулки в роще и по дороге в школу и из школы. Даже во сне меня посещают образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается мой рабочий день. Ведь от результата моего труда, а, скорее всего, от безграничной любви к своей профессии, зависит успех моих учеников. Я лишь должна принять всё, что есть в ребёнке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это не соответствует моим представлениям и нравственным установкам. Если всячески помогать и одобрять труд ребёнка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нём и развиваться, а просчёты и недостатки, на которые стараюсь явно не концентрироваться, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки. Стараюсь не учить напрямую. Учусь сама. Тогда ребёнок, находящийся рядом, видит и знает, как можно учиться: все бегут стометровку – беги и ты, все сочиняют сценку к празднику – и ты. Я умею восторгаться и видеть прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть мои дети подражают мне в этом восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
Время подвести итог своих рассуждений. Несмотря на то, что в сфере образования много спорных вопросов, я нисколько не жалею, что работаю в школе. С каждым годом я все больше понимаю. Что именно в этой профессии много возможностей реализовать себя. Хочешь петь и танцевать-пой и танцуй. Хочешь заниматься режиссурой-ставь с детьми спектакли. Тебя привлекает научная деятельность – участвуй в научно-практических конференциях. Кроме того, ты всегда можешь активно отдыхать с веселой командой неугомонных детей – прогулки на лыжах, пионербол… они не дадут расслабиться. В результате, ты всегда в тонусе, прекрасно выглядишь. А по-другому нельзя!
«Учитель» для меня не профессия, не работа, не увлечение. Это дело моей жизни, я – счастливый человек! Я занимаюсь тем, что мне нравится. Выучиться на педагога нельзя. Им можно стать, имея талант и работая над собой.
Перечитала свою работу, которую начала с вопросительного предложения. Какой знак препинания поставлю сейчас после ключевой фразы? Наверное, остановлюсь на таком варианте: «Моё призвание-педагог!»