Данный раздел содержит методические материалы, игры — пособия, конспекты занятий
Лайфхаки для педагогов
Скачать буклет https://disk.yandex.ru/d/QvWdAVVnAqNwuQ
Требования к современному уроку и его анализ
Методические рекомендации по оформлению и написанию проекта
Визуальное расписание для детей с РАС
Визуальное расписание — это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий.
Хорошо структурированное визуальное расписание качественно улучшает жизнь ребёнка с расстройством аутистического спектра.
Для детей с аутизмом визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня.
Это удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, например, умение пользоваться туалетом без помощи взрослых и т.д.

Виды расписания
Расписание из предметов — дать ребенку предмет незадолго до перехода к следующему занятию. Ребенок берет предмет и использует его во время следующего занятия. Самое главное при составлении расписании из предметов — определить, какой небольшой предмет может использоваться во время каждого занятия, либо какой предмет может символизировать то или иное событие. Примеры предметов: играть на улице (прогулка)= мяч; обед = тарелка или ложка.
Расписания из рисунков или фотографий. Вводится только в том случае, если ребёнок сможет правильно соотносить картинки или фотографии друг с другом. Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий.

Письменные расписания. Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ребенок только учится читать, то можно попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами.
Скачать карточки https://disk.yandex.ru/d/5Rbo9QgzA-TuOw
Игры и упражнения по социально - коммуникативному развитию
Систематизация и обогащение предметно – развивающей среды
У детей первых лет жизни предметно-игровая деятельность является ведущей (Л. С. Выготский) не только потому, что ребенок большую часть свободного времени занят с предметами, но и потому, что он постепенно овладевает способами усвоения общественного опыта (действуя по подражанию, затем по образцу взрослого и далее по его словесной инструкции). В дошкольном возрасте она является ведущей (основной) деятельностью ребенка. Именно поэтому для целенаправленной организации предметно – практической деятельности и результативного использования предметов мы составили реестр игровых пособий и возможных задач для их использования.
Игры - пособия
Дидактическое пособие «Банки»
Содержание: банки 5 цветов (желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый) с липучками служат как наборное полотно; 6 конвертов: геометрические фигуры одинакового размера, но разные по цвету, цифры и знаки, слова, предметы, буквы на контактной ленте, конфеты для счетного материала; 2 наборных полотна с контактной лентой для ориентировки на листе.
Данный материал можно использовать как для индивидуальной, так и подгрупповой работы и организовать соревнования.
Игра содержит несколько вариантов заданий. Все варианты неразрывно связаны с развитием мелкой моторики, ловкости пальчиков и зрительно-моторной координации.
- Выбор и группировка геометрических фигур:
— упражнение на обследование геометрических фигур по контуру;
— упражнение «Найди все фигуры, такие же по цвету (размеру, форме)»;
— упражнение «Найди фигуру, не такую по цвету, как эта (по форме, размеру)»;
— упражнение «Найди фигуру, такую же по цвету, но другой формы (или такой же формы, или другого размера, или такого же размера, но другого цвета и т.п.)».
- Составление и решение простых арифметических задач с опорой на картинки и условные обозначения, запись их решений с помощью цифр и знаков.
- Соотнесение количества предметов с соответствующим числительным, цифрой.
- Упражнение детей в количественном счёте в прямом и обратном направлении.
- Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
- Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
- Составление из букв слов.
- Деление слов на слоги.
- Выделение первого звука в начале слова.
- Классификация предметов по цвету (просите малыша помочь разобрать предметы: в банку красного цвета надо сложить предметы красного цвета и т.д. Побуждайте ребёнка называть, какие предметы он положил и почему).
Авторская разработка
Разноцветное эскимо
В наборе шесть рожков из картона одинакового размера и цвета, ёмкость с помпонами шести цветов (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый), схемы.
Задачи: знакомить детей с основными цветами, учить различать их. Развивать мелкую моторику рук.
В коробке перед детьми шесть рожков для мороженого и ёмкость с помпонами. Ребенок наполняет рожки шариками любого цвета
- Ребенок раскладывает шарики, используя пинцет
- Ребенок наполняет рожки шариками по предложенной схеме
- При раскладывании можно поупражняться в счёте.
Авторская разработка
Математический снеговик
Снеговик из фетра служит как наборное полотно, шляпа и валенки меняются. Эта игра поможет детям закрепить навыки количественного счёта и умение соотносить число и количество предметов.
- Ребёнку предлагается выложить на фигуру снеговика столько предметов (пуговиц, фишек, игрушек), сколько укажет число на ведре снеговика.
- Ребенку предлагается шары (пуговицы) разных цветов выложить на снеговике в соответствии с количеством точек и цветом на валенках. Таким образом, кроме количественного счёта мы сможем закрепить знания о составе числа. Например, если на снеговике шляпа с числом 5 ребёнок выкладывает три маленькие пуговички и две большие, что вместе составляет число 5. Либо подбирает пару валенок, чтоб в сумме получилось 5.
Авторская разработка
Веселая гусеница на магните
В наборе деревянные доски с кругами из магнитов, схемы, цветные круги из пенки на магнитной основе.
Задачи: разъединение множества, дифференциация предметов по цвету, обучение детей работать по образцу.
Педагог выставляет схему гусеницы перед ребенком, затем просит найти круги нужного цвета и наложить их на образец, либо по образцу составить самостоятельно на магнитной основе.
Авторская разработка
Сортер «Пробки» + схемы
В наборе: деревянные планшеты прямоугольной формы, на которых наклеена контактная лента, пробки и круги из жесткого фетра разного цвета и размера, схемы.
Педагог показывает, как на схеме изображается наложение двух предметов с помощью кругов из фетра:
- Кладем перед ребенком схему.
- Выкладываем схему кругами из фетра, (ребенок видит, как в большой круг помещается маленький и как это изображено на схеме).
- Составляет ряд по соответствующему образцу из пробок.
Педагог кладет перед ребенком карточку-схему. Ребенок должен найти пробки такого же цвета и размера. И выложить их на планшете по образцу.
Авторская разработка
Веселая геометрия
В наборе карточки-схемы, геометрические фигуры разного цвета из пенки (размер соответствует размеру фигуры на схеме).
Варианты игры:
- Подобрать геометрические фигуры к схеме.
- Подобрать геометрические фигуры (определенного цвета) к схеме.
- Дифференциация предметов по цвету (форме).
Авторская разработка
Банка с лентами «Возьми-тяни»
Ленты можно заменять по цвету, длине, ширине, фактуре в зависимости от формируемого навыка. Фиксаторы способствуют более удобному захвату, нажатию на предмет.
Задачи: захват, удержание, отпускание предмета; притягивание предмета к себе; различение предметов по длине, ширине, цвету
Авторская разработка
Кубики (6 кубиков, на 4 сторонах геометрические фигуры из пенки, карточки-схемы, плоскостные геометрические фигуры) Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу (схеме); закреплять знания геометрических фигур. На карточках изображены геометрические ряды, которые не повторяются. Ребенок восстанавливает геометрический ряд по схеме.
Авторская разработка
Божья коровка
Наборное полотно на основе фетра, 10 божьих коровок с определенным количеством точек на крыльях (точки объемные), 4 стрелочки, все элементы съемные.
Варианты игры:
- Расположить божьи коровки в заданном направлении.
- В клеточке выставляется цифра и стрелка, необходимо найти божью коровку с количеством точек, соответствующих заданному числу и поставить в указанном направлении.
- Соотнести количество точек с числом и обозначение числа цифрой.
- Выполнение арифметических действий с предметными множествами в пределах 10.
- Запись арифметических действий с предметными множествами в пределах 10.
- В клеточке выставляется цифра и стрелка, указывающая заданное направление. Необходимо по клеточкам переместить божью коровку по указанному числу и направлению.
Авторская разработка
Книги из фетра «Рукавичка» и «Заюшкина избушка»
Важное место в предметно-пространственной среде занимают дидактические игры и пособия. Эти игры созданы для обучения детей. В них задание предлагается в игровой форме. Играя в них, сами того не подозревая, дошкольники получают новые знания, вырабатывают навыки действий с разнообразным материалом, учатся взаимодействию и общению со сверстниками.
Дидактические игры специфичны и имеют отличия от других видов игр, характерные только им. Они имеет устойчивую структуру, четко поставленную цель, результат достижения которой обладает учебно -познавательной направленностью.
В своей работе с детьми мы часто применяем дидактические игры, но особое внимание уделяем многофункциональным дидактическим играм.
— Во-первых, они позволяют охватить широкий возрастной диапазон участников,
— Во-вторых, они предполагают множество вариантов игровых заданий и упражнений,
— В-третьих, в такие игры можно играть бесконечно, придумывать интересные для детей варианты, раскрывать огромный творческий потенциал.
Книга сказок из фетра.
Сказки — это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Любимые герои вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
- Многофункциональное пособие из фетра, направленно на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
- Изготовлено из различных материалов, что важно для тактильных ощущений малыша.
- С помощью развивающих книг «Рукавичка» и «Заюшкина избушка» ребенок может разыграть сказки на игровых страницах.
- В книгах можно найти пуговицы, молнию, липучку и съемные элементы для развития мелкой моторики, со всеми героями книги ребенок может поиграть.
- Съемные элементы и текст сказки удобно хранить в кармане.
Каковы варианты игр с данным пособием?
Например:
— Рассказ сказки с одновременным показом героев из пособия.
— Выбор героев и атрибутов для одной сказки.
— Из представленных героев сказки, определить какого персонажа не хватает.
— Придумывание своего окончания сказки.
— Игры на пространственное ориентирование: «Назови кто справа-слева от персонажа», «Далеко-близко», «кто между», «Кто за».
— Ребёнок читает отрывок из сказки и выстраивает данный сюжет.
— Ребенок отмечает признаки смены времен года, зайчик зимой беленький, а весной серенький.
Авторская разработка
Сюжетно-ролевая игра "Волшебный стульчик"
Сюжетно-ролевая игра «Волшебный стульчик» предназначена для развития символического мышления с помощью картинки-образца и совершаемых действий.
Возраст: для детей 3,5-6 лет.
Цель: развитие символического мышления: ролевое поведение в игре и символические действия с предметами-заместителями.
Материал: для выполнения этого задания необходимо иметь куклу (любую другую игрушку), детский стульчик со спинкой и обычный стул для взрослого. Также вам необходимо заранее подготовить распечатанные бланки методики. Детям предлагают поиграть в «Волшебный стульчик». Дети от 3,5 до 4,5 лет играют с взрослым, повторяя за ним нужные действия со своим стульчиком, а старшие дети выполняют разные «превращения» стульчика самостоятельно, по указаниям взрослого.
Инструкция (для детей 3,5-4-х лет): Детям говорят: «Давай с тобой играть. Этот стул будет будкой для моей собаки, смотри, (взрослый переворачивает свой стул, как на Бланке №1). А твой стул будет домом для куклы, посади ее туда». Дальше следуют 6 заданий, в каждом из которых первое «превращение» взрослый демонстрирует сам. Допустимы подсказки ребенку, который не может выполнить свое превращение:
- Едем в путешествие: я — на коне, а ты — на машине. См. Бланк №2.
- Пошел дождь. Я раскрою зонт, а ты одень шляпу. См. Бланк №3.
- Пойдем пешком. Я с рюкзаком, а ты с чемоданом. См. Бланк №4.
- Смотри, у меня лопата, а у тебя — тачка(тележка). Я буду копать песок, а ты — отвозить. См. Бланк №5.
- Вот дом. Я посмотрю вокно, а ты постучи в дверь. См. Бланк №6.
- Обед. Я испеку пирог в духовке, а ты поставь его на стол. См. Бланк №7.
Нормативы. Высокий результат — ребенок самостоятельно находит половину и больше решений. Средний — находит сам 1-2 решения, правильно копирует все действия взрослого. Низкий — ни одного самостоятельного решения и много ошибок в копировании. Правильным решением считается любой вариант подходящего пространственно-символического действия со стулом.
Инструкция для детей 5-6лет: Взрослый говорит: «Давай поиграем. Сейчас ты будешь превращать свой стульчик в разные предметы, которые я назову. Смотри, как (переворачивает свой стул, как на Бланке №1). Это будка для моей собаки. А ты сделай дом для куклы». Далее по очереди называются предметы, которые надо изобразить с помощью стула: конь, машина; зонтик, шляпа; рюкзак, чемодан; лопата, тележка (тачка); окно, дверь; духовка, стол. См. Бланки №№ 2-7.
Нормативы. Высокий — все или большая часть заданий выполнена быстро и правильно. Средний результат — половина заданий выполнена правильно. Низкий — одно-два задания сделаны подходящим способом.
Конспекты коррекционно - развивающих занятий
Коррекционно-развивающие занятия к программе - «Ребята, давайте жить дружно!»
Сборник тестов для обучающихся начальной школы
В сборнике собраны материалы по предметам: «Практические, грамматические упражнения, правописание и развитие речи», «Математика», «Чтение и развитие речи» для текущего и рубежного контроля по основным разделам программ 2-4 классов для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
Данное пособие предназначено для учителей начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.
Материал сборника разбит на темы и идёт параллельно
материалу учебников, задания достаточно разнообразны.
Используя материал этих сборников, учитель получает
возможность сразу увидеть пробелы в знаниях учащихся не только по всей теме в целом, но и по отдельным её фрагментам.
Благодаря таблицам и тестам, задания проверяются очень
легко и быстро, кроме того, позволяют активизировать
деятельность обучающихся на уроках, разнообразить процесс
обучения, получать наглядную картину успеваемости, усвоения
материала, экономить время, отводимое на контроль и опрос.➔
Конспект классного часа «Что за прелесть эти сказки...»
Конспект занятия театрального кружка - День Наума грамотника
Методические материалы к проведению урока по теме:
«Птицы. Внешний вид. Особенности»
Выступления в рамках методического четверга в ДОУ
Обсуждение проблемы детей с ОВЗ в обществе
Введение
Проблема социализации детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточно обширно и полно, ее рассматривали такие деятели науки как Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В.И. Лубовский, Д.Б. Эльконин, К.C. Лебединская, В.В. Лебединский, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У.В. Ульенкова, Ж. Пиаже.
При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности (Баряева Л.Б., 1990; Белопольская Н.Л., 1997). Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно- делового общения с взрослым (Кулеш Э., 1990).
Современное общество диктует системе образования заказ на воспитание личности, готовой к жизни в постоянно меняющихся условиях, продолжению образования, способной учиться на протяжении всей жизни.
Это накладывает на образовательное учреждение в целом, а на учителей в частности, ответственность не только за обеспечение учащихся предметными знаниями, умениями, навыками, но и за развитие учебных способностей, создание предпосылок к успешной социализации. ➔
Выступление по теме «Особенности работы с родителями детей с РАС»
Большое значение роли родителей и всей семьи в развитии ребёнка общеизвестно и не нуждается в пояснениях и доказательствах.
Это относится как к детям с условно-нормативным развитием, так и к детям с любым вариантом дизонтогенеза, включая аутизм.
Работа с родителями является важным направлением деятельности педагогического коллектива, задачи которого – максимально привлечь родителей к участию в образовательном процессе, адекватно оценивать возможности своего ребенка, понимать его трудности и видеть ресурсы в решении поставленных задач обучения и воспитания, повысить мотивацию на сотрудничество со специалистами.
Ребенок живет в семье. Семья является той средой, в которой ребенок получает и применяет большую часть своих знаний. Следовательно, цель взаимодействия педагогического коллектива и семьи, общая – добиться максимально доступного прогресса в развитии ребёнка, создать предпосылки для его независимой и свободной жизни, возможно более высокого уровня социальной адаптации. В этом треугольнике «ребёнок – семья – педагог». ➔
Коррекция агрессивного поведения в образовательной организации
Тему нашего исследования определило наличие противоречий между необходимостью коррекции агрессивного поведения у младших школьников с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью данной проблемы в теоретико — прикладных исследованиях и практической работе специалистов образования.