Не всем современным детям, для проведения свободного времени, нужны гаджеты. Некоторые из них играют в прятки, футбол… но подвижных игр сегодня однозначно стало меньше. Попробуем восполнить этот пробел, заручившись собственным опытом. В 70 — 90 – е годы арсенал уличных забав был велик: «вышибалы», «казаки-разбойники», «тише едешь-дальше будешь», «колечко», «съедобное-несъедобное» и, конечно,«резиночка».
Игры на любой вкус, возраст и уровень активности решали самые разные задачи развития. Дворовые игры обеспечивают разностороннее развитие. В них дети отрабатывают навыки самоконтроля, сотрудничества, учатся решать конфликты и следовать правилам, развивают словарный запас, слуховое внимание, эмоциональный интеллект.
Кроме того, игры благоприятно влияют на детей с логопедическими и нейропсихологическими проблемами.
В последнее время число таких детей растет. Отчасти это связано именно с тем, что дети стали мало играть вместе, предпочитая развлечения в цифровой реальности.
Вспомним несколько самых популярных игр прошлых лет. К счастью, эти развлечения нисколько не стареют, стоит только объяснить детям правила и начать играть, как они снова входят в обиход и становятся любимыми.
Игры, развивающие координацию движения, пространственное мышление, быстроту реакции, самоконтроль.
Вышибалы. Игроки встают в ряд, а ведущий — в пяти шагах от них. Бросающий кидает мяч в игроков, а они должны увернуться, подпрыгнуть или присесть, чтобы в них не попали. Тот, кого мяч все же коснулся, становится ведущим.
Мишень на песке. На земле или на песке рисуется большая мишень – три круга, один в другом. Затем в шести шагах от мишени чертится линия, за которую нельзя заходить. Игроки встают у нее и по очереди бросают мяч в мишень. Выигрывает тот, кто выбьет больше всех очков.
12 палочек
Игры, развивающие слуховое внимание, межполушарное взаимодействие, словарный запас, сообразительность.
Поймай вопрос. Игроки по очереди бросают друг другу мяч. При этом один игрок задает вопрос и кидает мяч с отскоком, а второй должен быстро сообразить и ответить перед тем, как поймать мяч. Например, на какой свет светофора нужно стоять? Кто такая бабушка? В какое время дня мы завтракаем?
Съедобное-несъедобное. Несмотря на кажущуюся простоту, игра отлично влияет на мышление и способность управлять собой. Игроки по очереди бросают друг другу мяч, произнося слова. Если это съедобное, то мяч надо поймать, если несъедобное-отбить.
Игры, развивающие внимание.
Похлопай-поймай. У игроков по три «жизни». Игроки встают в круг, один бросает мяч другому, выкрикивая число от 1 до 5. Тот, кому бросили мяч, должен хлопнуть положенное число раз и поймать мяч. Мяч можно кидать разным способом. Прямо, дугой или с отскоком, с разной силой.
Лягушка. Для игры нужна глухая стена и мяч. Играющие становятся друг за другом в колонну. Первый ребенок руками кидает мяч об стену на своем уровне или чуть выше себя. Когда мяч летит обратно нужно перепрыгнуть, не задев его ни рукой, ни ногой. Стоящий за ним игрок ловит мяч и поделывает то же самое. После прыжка игрок становится в конце очереди.
Игры на развитие самоконтроля, сообразительности и словарного запаса.
«Да» и «Нет» не говорить. Два игрока – один ведущий, другой отвечающий. Ведущий задает вопрос, на который тот может отвечать как угодно, не упоминая слов «Да» и «Нет». Как только один игрок выбывает, на его место может встать другой.
Вопросом на вопрос. Два игрока стоят друг напротив друга и общаются только с помощью вопросов. Как только один сбился и ответил в утвердительной форме, его место занимает другой.