Меню Закрыть

Педсовет 1

 

Педагогический совет на тему:

«Формирование взаимодействия детей с окружающим пространством через поисково-исследовательскую деятельность»

 

Практическая часть («Исследовательская технология»).

Работа в группах (образовательная технология «Обучение в сотрудничестве»).

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы продолжаем тему: «Аллея стартапов» и познакомимся с новой технологией.

Для изучения вопроса формирования взаимодействия детей с окружающим пространством через поисково-исследовательскую деятельность (для работы по теме), как ни, кстати, будет успешна работа, организованная посредством   технологии витагенного образования, которую  разработал и апробировал Август Соломонович Белкин.

Витагенное образование – это обучение, в основе которого лежит актуализация жизненного опыта личности, ее личностного и интеллектуального потенциала в педагогических целях. В рамках витагенного образования, важное значение имеет жизненный опыт. Как было установлено А.С. Белкиным, именно с опорой на опыт жизни и строится процесс обучения в большинстве образовательных технологий.

Витагенное обучение обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода, являющегося основой нового образовательного стандарта и состоит из двух частей:

  1. вита-жизненная, имеющая отношение к явлением жизни;
  2. генная — т.е. важная, проявившаяся в чем-то.

— Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да)
Пришли на педсовет, а сил совсем нет,
Вам лекцию хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.

Вот в этом мы с вами и будем убеждаться. 

Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):

  • дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  
  • о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности,  идет развитие психических процессов —  обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.    

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально — исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три  года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Рассмотрим задачи исследовательской деятельности, специфичные для каждого возраста.

Младший  дошкольный возраст:

— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

— формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Старший дошкольный возраст:

— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста и поэкспериментировать.

Эксперимент рождается не просто:
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаёт себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось.

У нас будет работать три поисково-исследовательских лаборатории, задача участников из предлагаемых материалов и оборудования провести по три опыта, каждый из которых изображается в виде алгоритма, без текста. Материал подобран сконцентрирован  по определенному принципу:

— по задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта через наглядность);

— по виду деятельности (экспериментирование, преобразование);

— содержанию и тематике («Весна»…)

А итогом нашей работы в группах будет интеллект-карта по теме «Весна».

1 группа – комнатные растения, веточки тополя, лейка, грунт, баночки, пищевой краситель (установление связи видоизменения частей растений от влияния внешних факторов; установление взаимосвязи между освещением и ростом растений; формирование представления о движении воды от корня растения по стеблю к листьям и цветку; установление способности растения питаться и расти за счёт корня).

2 группа – детские шапка и шуба, болоньевая куртка, валенки, варежки, резиновые сапоги, снег, вода (формирование представлений о свойствах различных видов ткани; выбора одежды в соответствии с сезоном).

3 группа – емкость с водой, лёд, снег, ватные диски, баночки (почему нельзя есть снег; снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед; лед прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека).

Представление экспериментов на интеллект-карте.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».